Татьяна (a_la_belle) wrote,
Татьяна
a_la_belle

Categories:

Московская архитектура. "Бесстыдный стиль — модерн"

13:00 08.06.2009
Московская архитектура. "Бесстыдный стиль — модерн"



Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,

Когда кругом пруда реки Неглинной, где

Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,

И утки вольные жизнь тешили в воде;



Когда поблизости гремели балаганы

Бессвязной музыкой, и ряд больших картин

Пред ними — рисовал таинственные страны,

Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;



Когда на улице звон двухэтажных конок

Был мелодичней, чем колес жестокий треск,

И лампы в фонарях дивились, как спросонок,

На газовый рожок, как на небесный блеск;



Когда еще был жив тот «город», где героев

Островский выбирал: мир скученных домов,

Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев

Ковчег, вмещающий все образы скотов.



Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,

Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,

На месте флигельков восстали небоскребы,

И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...





Валерий Брюсов

1909 год


 






 




За фотографии и текст большое спасибо toryn21.







Доходный дом Ф.С. Рахманова (Москва, ул. Покровка, 19)



 


Дом сооружён в 1898-1901 годах по проекту архитектора П.А. Дриттенпрейса.

Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс (1841-1912) архитектор баварского происхождения. В 1859- 1965гг. обучался в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Большую часть жизни работал архитектором на железных дорогах.



В 1880-е начале 1900-х годов зодчий занимался проектированием и перестройкой домов по частным заказам. Среди заказчиков, в основном, московские купеческие семьи. Преимущественно работал в стиле поздней эклектики, однако, среди работ мастера и памятник московского модерна – доходный дом Рахманова на Покровке.










 


Дом Ф.С. Рахманова выполнен довольно ординарным по пространственно-объёмной композиции, однако богатый лепной декор безусловно придаёт ему оригинальность. Наличие такого декора позволяет причислить здание к одним из первых московских доходных домов, построенных в новомодном тогда стиле модерн.










 


Характерной особенностью постройки , отличавшей её от других московских зданий конца XIX-начала XX в., при оформлении фасадов которых, применялся характерный для той поры эклектичный лепной декор с отдельными элементами модерна, стала попытка автора переосмыслить и создать в новом стиле все свойственные эклектическому оформлению элементы.










 


Постройка богато декорирована – тут и геометрическое оформление оконных проёмов, и растительные элементы в форме лавровых листов, плодов в розетках листьев, и ленты, и лепные маски мужских и женских лиц, завершающие вертикальные лопатки, структурирующие фасад, и полоски, и банты. Своеобразно выполнены углы здания – верхняя часть решена вогнутой, переходящей в четвертную круглую колонну, втиснутую между лопатками и увенчанную скульптурой в форме женской головы, с опущенным взглядом.










Особняк Д.Ф. Беляева (Москва, Рюмин пер., 2)



 


Черты стиля модерн здание приобрело в 1903-1904 гг., когда дом перестроил новый владелец – галантерейщик Д.Ф. Беляев, потомственный почётный гражданин города. Авторы нового декора - ученики архитектора Шехтеля - Галецкий и Воейков.










 


Главный фасад двухэтажного здания, облицованного серо-зеленой керамической плиткой, весьма прост — это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой. Центральный, чуть выступающий в плоскости стены ризалит имеет венчающий сплошной аттик. В левой стороне сооружения — вход, к сожалению, утративший свой навесной металлический козырек. Его выделяют забавные крошечные колонки на кронштейнах, расположенные по сторонам входного проема.










 


Наиболее интересен садовый фасад здания, украшенный мозаичной композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви. Кованая ограда балкона выполнена в форме ирисов.










 


Особую художественную ценность имеет металлическая ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей, а также калитка в саду (ныне не обнаруженная), смелый экспрессивный рисунок которой навеян графическими открытиями знаменитого бельгийца Виктора Орта — его знаменитым «ударом бича».










 


В советское время в доме жил маршал Константин Рокоссовский.










Дом Страхового Общества «Россия» (Москва, Сретенский б-р, 6/1)



 


В 1898 году правление Страхового Общества «Россия» объявило конкурс на проект нового доходного жилого дома. После объявления результатов и награждения заказчик пожелал, чтобы строительство поручили не победителю, а участнику конкурса - никому не известному молодому архитектору Н. М. Проскурнину, 4 года назад окончившему Императорскую Академию художеств в Петербурге и еще не успевшему никак себя проявить. А в помощники ему правление назначило еще одного участника конкурса, уроженца Риги Отто Вильгельмовича Дессина. Дом на Сретенском бульваре оказался тоже его первой серьезной работой.


 







Комплекс на Сретенском бульваре возводили три года и завершили строительство в 1902г. Сооружение получилось грандиозным, состоящим из двух отдельных шестиэтажных корпусов. Под каждым корпусом - подвалы, где размещались инженерные устройства, кладовые, ледники, которыми пользовались жильцы. Кроме того, здесь находились «контора старшего дворника и его помощников» и помещение для четырех дежурных швейцаров. В подвалах располагались также прачечная, дровяные склады и емкости для нефти, водопроводные насосы, вентиляционные моторы и отопительные котлы. Вторая прачечная, оборудованная специальным подъемником, была на чердаке. Весь комплекс разбили на отопительные зоны, которые обслуживались восемью водогрейными котлами. Корпуса разделял озелененный парадный двор, выходящий на Сретенский бульвар и в Бобров переулок. Рассчитанные на состоятельных жильцов квартиры имели от трех до девяти комнат.


 







В 1920-е годы в доме селилась преимущественно интеллигенция. В первом этаже в мастерской художника Черемных делались «Окна РОСТА» и туда часто захаживал В. В. Маяковский. После 1918 года здесь находилось Главное артиллерийское управление Красной Армии. Здесь же жила и Н. К. Крупская, будучи уже вдовой.


 



 


Дом оснащен уникальным по тем временам инженерным оборудованием.


Очень сложной была система принудительной вентиляции, которая предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Воздух подавался в квартиры с помощью специальных вентиляторов. Московский водопровод в то время работал плохо, и состоятельные обитатели дома «Россия», разумеется, не могли зависеть от его капризов. Именно поэтому в подвале на глубину 50 метров пробурили артезианскую скважину, которая снабжала жильцов чистейшей водой. В каждом подъезде были электрические лифты - редкость для Москвы того времени. Существовала и собственная телефонная станция.


В одном из подвалов находилось хранилище нефти, которая была нужна для собственной автономной электростанции, оборудованной там же. Она-то и обеспечивала светом и энергией весь 148-квартирный комплекс. По уровню комфорта и инженерной оснащенности дом не имел себе равных ни в те годы, ни позднее.










 


Как архитектор Н. М. Проскурнин понимал - справиться с протяженными фасадами непросто, поэтому главной темой он сделал эркеры. Дом «Россия» - буквально энциклопедия эркеров самой различных форм, размеров и композиции. Фасады, выходящие на парадный двор, украшают относительно скромные плоские эркеры с балконами. Зато угол дома, смотрящий на Сретенский бульвар, отмечен эркером оригинальной архитектуры. Это четырехэтажный трехчетвертной цилиндр, увенчанный кровлей со шпилем и машикулями, напоминающей завершения круглых кремлевских башен.










 


Архитектура фасадов эклектична: тут можно обнаружить барельефы в духе итальянского Возрождения, античные заполнения фронтонов, стрельчатые готические арки, тяжеловесную романскую рустовку, остроконечные кровли, металлические скульптуры, позднее утраченные. Но, странное дело, такое смешение стилей не бросается в глаза, не раздражает. Созданные рукой одаренного мастера, фасады наглядно иллюстрируют простую мысль: в стиле эклектики тоже работали талантливые зодчие.

 








Доходный дом Н.Г. Тарховой (Москва, Подсосенский пер., 18/5)



 


Георгий Иванович Макаев (1871—1916) свои работы он подписывал Князь Г. Макаев — российский архитектор, работал в Москве. Известен несколькими постройками, в их числе северное крыло Политехнического музея и доходный дом Тарховой - редкий для Москвы памятник северного модерна.










 


Главное создание Макаева — собственный (позже Н. Г. Тарховой) доходный дом на углу Казарменного и Подсосенского переулков.










 


Здание очень своеобразное, и это своеобразие создается совмещением чуть ли не противоречащих друг другу стилистических приемов. Например, вверх по угловому эркеру тянутся огромные грубые стебли с цветами (возможно, это чертополох - одно из любимых архитекторами московского модерна растений), а рядом с ними - изящные стилистически выверенные ограды и дверные проемы балконов.










 


Грубая шершавая поверхность стен - и изящное майоликовое панно с маками (точнее, увы, было изящное майоликовое панно с маками, а сейчас оно выломано).










 


К сожалению, в ходе недавней «реставрации» с дома были сбиты скульптурные изображения сказочных узловатых лиан и цветов — сейчас вместо них по фасаду змеятся плоские полосы. Фасады здания находятся в аварийном состоянии.










 


Этот вариант модерна распространен в Петербурге. Характерные черты - активный силуэт, забавные декоративные детали, а особенно - самые разнообразные эркеры и башни.








 








Доходный дом М.В. Сокол (Москва, ул. Кузнецкий мост, 3)



 


Автор построенного в 1903 г. доходного дома М.В. Сокол - архитектор И.П. Машков (настоящее имя Иван Михайлович Соколов), (1867-1945).



Несмотря на то, что зодчий работал преимущественно в стиле "псевдорусской" эклектики и неоклассицизма, самым известным его произведением стал дом, выполненный в стиле модерн - доходный дом М.В. Сокол. Здание видно с далеких точек благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, над которым реет орёл.










 


Панно выполнено по рисунку художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы созданы по рисунку Михаила Врубеля «Рыбки». Изготовлены керамические украшения на заводе «Абрамцево».










 


Декоративные детали дома разнообразны: гнутые рамы окон ресторана и квартиры хозяйки, а также изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.










 


Автор придал отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, неповторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, оригинален рисунок кованых ворот (в настоящее время утраченных) и др.










 


Дом Сокол проектировался и строился, как часть целостного ансамбля с находящимся в паре кварталов от него отелем "Метрополь".










Отель "Метрополь" (Москва, Театральный проезд, 1/4)



 


Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.










 


“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.










 


Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы.

 








 


Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” - работы художника А. Головина.










 


Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.










Доходный дом Г.Е. Бройдо (Москва, ул. Остоженка, 20)



 


Бывший доходный дом советника юстиции Г.Е. Бройдо на Остоженке.



Авторство здания, построенного в 1902 году, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову.



Николай Иванович Жерихов (1870-е гг.- 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования.

Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы. За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат, Остоженка, Басманная, Мещанская). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек.



Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке - первое здание, построенное Жериковым.










 


Хотя все элементы фасада здания выполнены в стилистике модерна, они довольно разнородны и относятся к его различным течениям — металлические кронштейны напоминают мотивы декоративного, в частности бельгийского, Ар Нуво, тяжелый металлический козырек над входом более тяготеет к рациональному модерну Вены. Самой характерной и интересной частью фасадной композиции является удивительно красивый фриз между третьим и четвертым этажами с рельефными изображениями антилоп. Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными.










 


В последующие годы, творчество архитектора Жерикова связано с фирмами Бройдо, Вильнера и Зайченко. Проектировал зодчий и дома для московских купцов (дом Мальцевых в Басманной части).



Практически все без исключения творения Жерикова относятся к стилистике модерна, ни в одной из его работ не ощущается влияния эклектики или ретроспективизма.



В 90-х годах прошлого века дом Бройдо подвергся реконструкции и, к сожалению, в значительной мере утратил первоначальный облик.










Дом А.И. Кекушевой; собственный дом арх. Льва Кекушева (Москва, ул. Остоженка, 21)



 


Дом знаменитого архитектора Льва Николаевича Кекушева (1862 - дата смерти точно не установлена, 1916-1919), выстроенный по проекту самого хозяина дома, находится на Остоженке, дом 21. Особняк Кекушева, построенный архитектором для себя и супруги в 1902 году, выполнен похожим на средневековый замок и увенчан небольшой островерхой башенкой. Рациональность причудливо сочетается здесь с игрой в Средневековье.










 


Объемы разной высоты живописно сгруппированы и украшены сочной лепниной. Эффектны красно-белая обработка стен, декоративные щипцы и особенно угловая башенка с высоким шатром. Помещения сгруппированы вокруг лестницы — типичный прием стиля модерн; сохранились фрагменты первоначального убранства. В начале ХХ века высокий усечённый фронтон, обращённый к Пречистенке, венчала трёхметровая скульптура льва, позднее утраченная.










 


Л.Н. Кекушев - первый по времени и наиболее известный мастер, работавший в стилистике модерна в Москве. Отдавал предпочтение франко-бельгийскому направлению модерна. Характерной чертой всех работ архитектора Кекушева стала тщательнейшая проработка всех деталей интерьеров и характерная авторская подпись в форме статуи или барельефа льва в замке свода.












 






Доходный дом И.П. Исакова (Москва, ул. Пречистенка, 28)



 


Пречистенка, дом 28 - это бывший доходный дом Исакова, построенный Львом Кекушевым - одна из самых известных работ архитектора. Большой, броско оформленный дом с роскошным фасадом доминирует в этой части улицы.










 


Стена верхнего этажа покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, на которым красуется динамично изогнутый карниз. Богатый вид дому придают и нарядные балконные решетки, и изумительные оконные переплеты.










 


По сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения. На кровле здания в центре была скульптура, которая не сохранилась.










 


Фирменного кекушевского льва (в том или ином виде изображения этого животного всегда присутствовали в произведениях архитектора, служа своеобразной авторской подписью) найти не удалось. :(

 








Особняк С.П. Рябушинского; дом-музей М. Горького (Москва, ул. Малая Никитская, 6)



 


У этого дома непростая судьба, связанная с жизнью великого архитектора, миллионера-старообрядца и пролетарского писателя.



Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель.










 


Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века модерн пришёлся особенно ко двору русскому купечеству, поднявшемуся на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем.










 


Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью.



Рябушинские были истовыми старообрядцами, не отступившими от своей веры даже во времена суровых гонений. В доме есть тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь.










 


Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.










 


После 1917 года, когда «выявилась» антинародная сущность российского предпринимательства, Рябушинские, процветающие и успешные, были вынуждены эмигрировать.










 


Судьба Шехтеля сложилась трагически. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для богатейших москвичей, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь…



После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владение города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой.



В 1931 году у особняка появился новый хозяин — Максим Горький, вернувшийся из Италии. Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Горький прожил в этом доме всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Конечно, со времён Рябушинских убранство дома сильно изменилось. Мебель стала достаточно простой, без изысков. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи. А в 1965 г. её стараниями в доме был открыт мемориальный музей Горького.










Доходный дом З.И. Перцовой (Москва, Соймоновский проезд, 1)



 


Этот дом - одна из самых знаменитых построек Москвы начала XX века. Великолепный образец национально-романтического направления в архитектуре "русского модерна". Дом был построен в 1906-1907 годах по эскизам талантливого художника Сергея Васильевича Малютина.










 


Уже спустя 10 лет после сооружения здание считалось московской достопримечательностью и было упомянуто в путеводителе по Москве как "полная блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля".










 


Это оценка вполне отвечала требованиям заказчика дома, состоятельного строителя железных дорог Петра Николаевича Перцова. Идея строительства доходного дома, писал Перцов в своих воспоминаниях, родилась при посещении только что созданного по проекту В.М. Васнецова и расположенного по соседству двухэтажного особняка в русском стиле, принадлежавшего И.Е. Цветкову и предназначенного для его коллекции живописи.










 


Сооружение дома Перцова есть волшебное превращение уже стоявшего на участке невзрачного "трехэтажного ящика с небольшими оконными отверстиями", как назвал его сам Перцов, в великолепный сказочный терем.










 


Был добавлен четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и оригинальным балконом под золотым куполом под названием Беседка Царицы. По бокам этого здания были пристроены: "по набережной четырехэтажный особняк и по переулку особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом".










 


Необычной формы крыша с мансардами, многочисленные балконы и балкончики, ризалиты и эркеры, фасады, декорированные живописной цветной майоликой, произведенной в мастерской "Мурава".










 


На фасадах встречаются любимые сказочные сюжеты художника, которые он использовал также в оформлении интерьеров и мебели. Это, например: встреча быка с медведем; Ярило (солнце) и звезды; драконы, поддерживающие большой балкон; заяц и сова, женщина-птица Сирин над одной из входных дверей и многое другое. Гребень крыши украшала декоративная ажурная решетка.










 


Сейчас в памятнике частично сохранилось убранство парадной лестницы и отдельные элементы интерьера.










 


Сейчас здесь находится Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса.







read more at La_belle_epoque
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author